Содержание
Объекты и субъекты проверяемые Росприроднадзором
В перечень субъектов Российской Федерации проверяемых Росприроднадзором входят:
- земельные и лесные ведомства, находящиеся на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- переработка отходов;
- охрана атмосферного воздуха и водных источников.
Проверка компаний и организаций, чья деятельность прямо или косвенно связана с использованием, защитой, сохранением и приумножением природных ресурсов.
Она может происходить по нескольким сценариям:
- Плановая проверка посредством личного посещения организации представителями Федеральной службы по надзору в сфере природоиспользования.
- Самопроверка, осуществляемая по опросным листам, опубликованных на официальном сайте Росприроднадзора.
Для того, чтобы подготовиться к проверочным мероприятиям, каждой организации рекомендуется ознакомиться с планами проверок Федеральной службы, а так же просмотреть образы проверочных листов, утверждённых министерством.
План проверочных мероприятий на 2018 был сформирован специалистами ведомства с учётом опрос-листов, а так же применением риск-ориентированного подхода.
План проверок Роспотребнадзора в будущем будет скорректирован в сторону сокращения итоговых проверок в пользу предупреждения различного рода нарушений, предотвращения ущерба и улучшения экологической обстановки.
График проверок Росприроднадзора
В 2017 году планирование проверочных мероприятий было изменено таким образом, что порядок проверки должен осуществляться в зависимости от категории риска, к которой относится охраняемый природный объект.
Такой порядок выглядит следующим образом:
- проверка объектов группы чрезвычайно высокого риска будут подвержены ревизии ежегодно;
- проверка объектов высокого риска – один раз в 2 года;
- объекты значительного риска – один раз в 3 года;
- объекты среднего риска – один раз в 4 года;
- объекты умеренного риска – один раз в 5 лет.
По объектам охраны Росприроднадзора, входящих в группу низкого риска, проверочные мероприятия не предусмотрены в 2018 году.
Предприятия, которые будут подвержены проверке определились посредством отношения их к той или иной группе риска.
Этапы проверки
Последовательность проверочных мероприятий определена следующим образом:
- Составление годового плана проверочных мероприятий.
- План проверок проходит надзор органов прокуратуры, после чего утверждается органами высших инстанций.
- Инспектора проводят проверки посредством сбора отчетной документации и выезда на объект.
- Составляется акты осмотра территорий и проверки соответствия отчетной документации.
- Если никаких нарушений не выявлено, проверка Росприроднадзора считается заверенной. Если выявлены несоответствия и нарушения, органами Федеральной службы надзора вносится предписание, и составляется протокол об административном правонарушении.
Организации, являющиеся представителями малого предпринимательства, не вносятся в список проверяемых субъектов с 1января 2016 года до 31 декабря 2018 года.
Исключением в данном случае являются предприятия, сфера деятельности которых осуществляется в сфере оказания медицинских услуг и здравоохранения, образования и прочих (с полным перечнем можно ознакомиться в части 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294 ФЗ).
Также проверяются организации, в которых были выявлены нарушения в течение последних 3х лет.
Если представитель организации, включенной в список проверяемых объектов, не согласен с решением органов Федеральной службы надзора, и считает проведение акта проверки нарушением закона, он может оспорить решение, заявив об этом в вышеупомянутый орган.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона N294, инспекторы проверочной комиссии не могут потребовать предоставления документации, если ранее они были переданы в распоряжение других государственных или региональных органов управления.
Проверочные листы и другая документация
С 2018 года были введены коррективы в структуру проведения проверочных мероприятий всех надзорных ведомства Российской Федерации. Специалисты не могут осуществлять процесс выявления нарушений посредством устного опроса представителей организации, ограничиваясь опрос-листами.
Проверочные листы Федеральной службы надзора утверждены приказом N447 от 18 сентября 2017 года, они включают в себя 7 опросных форм (339 вопросов).
Некоторая часть проверочных листов начала использоваться при проверках ещё в 2017 году, но в дальнейшем а именно с 1 июля 2018 года, опрос-листы являются обязательным к заполнению документом, при проведении всех видов экологического надзора и лицензионного контроля организаций.
В дальнейшем приказ N447 так же планируется изменить. Произойдёт анализ использования чек-листов и сокращение общего количества вопросов. В анкетах останутся только приоритетные вопросы касающиеся степеней риска.
При проведении ревизии, представителями проверяемого объекта необходимо будет заполнить чек-листы по тем видам надзора, которые были включены в план проверки, и не более того.
Если проверка осуществляется сразу по нескольким объектам, принадлежащим одному юридическому лицу, то в чек-лист вносятся данные по адресам, а так же указывается год образования каждого из предприятий.
Если на одном или нескольких объектах выявлены правонарушения, данные об объектах помещаются в отдельный чек-лист.
До 1 июля 2018 года предприятия относящиеся к 1 категории риска не вносятся в чек-лист. Для особой категории существует ряд отдельных документационных форм.
Одним словом, на все инспектируемые организации оформляется один опрос-лист, не зависимо от их количества. Документ подкрепляет акт осмотра предприятия, и заверяется подписями представителей инспекции и проверяемых объектов.
В случае отсутствия руководителя во время ревизии, акт с чек-листом отправляется адресату заказным письмом.
В случае не согласия с результатами проверки, у руководителя проверенного объекта есть 15 суток на то, чтобы обратиться в Росприроднадзор с возражением.
Заполнение чек-листа во время проверки не несет обременительный характер, так как инспекторы проверяют соответствие работы организации требованиям закона.
Наличие же опросников делает проверку наиболее открытой для обеих сторон.
Сотрудники ведомств анализируют опрос-листы для выявления следующих показателей:
- оказание административного давления на представителей проверяемых объектов;
- статистика нарушения обязательных требований;
- наличие устаревших, измененных или повторяющихся требований;
- возможность руководителей проверяемых объектов оценивать выполнение требований, а так же осуществлять профилактику правонарушений.
Проведение проверок таким образом упростит контроль за соблюдением требований законодательства, и при этом усилить эффективность работы Росприроднадзора.
Контактная информация
Официальный сайт: www.rpn.gov.ru
Горячая линия: 8(800)550-80-45